Уважаемые учителя, лицеисты, родители!
13 апреля 2022 года Управляющий совет утвердил новую Концепцию развития лицея. Очень надеюсь, что «система понимания» (так переводят слово conception с латинского языка на русский) поможет каждому из нас, участников образовательных отношений, лучше осознавать своё место в образовательном процессе лицея и совместно достигать лучших результатов.
На что хочу обратить ваше внимание?
Про идеологию. В статье 13 Конституции РФ (1993 год) читаем: «В Российской Федерации признаётся идеологическое многообразие». И далее: «Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной и обязательной». Что касается политической идеологии (либеральной, консервативной, коммунистической, националистической), всё понятно.
А если под идеологией понимать целостную систему идей и ценностей социума в тот или иной исторический период? Может ли такая система идей появиться в нашем обществе (или лицейском сообществе), работать на него, придавая смысловую целостность, способствуя развитию и процветанию? Наверное, да.
Для школьного дела тема «идеологии» (не политической или социальной, а педагогической) имеет принципиальное значение. Мы культивируем целостную систему идей и ценностей лицеистов или фрагментарную? Или вообще - атомарную (1 человек – 1 социальный «атом» со своей идеей), когда и учитель, и ученик «иди куда хошь»?
Наша Концепция актуализирует идею смысловой целостности лицейского сообщества и возможностей для развития и самореализации каждого.
Про русскую культуру. В отечественной культуре были и есть примеры людей, их идей и поступков, которые акцентировали не атомарность, уединённость и эгоцентризм, а стремление к целостности. Их идеи, на мой взгляд, не потеряли своей актуальности, в том числе и для работы с детьми.
Пушкин. О нём Достоевский говорил как о поэте, обладающем «всемирной отзывчивостью». Разве не актуальна эта способность сегодня? И не надо ли нам всем у Поэта такой отзывчивости учиться?
О романах Достоевского М. М. Бахтин писал, что это «новый романный жанр», что эти романы полифоничны, что им присуща «многоплановость и многоголосость», что в них представлено «взаимодействие нескольких неслиянных сознаний». Чем это не ориентир для построения современного урока, где актуализирован и слышен голос каждого?
Сам Бахтин известен как мыслитель, разработавший теорию диалогизма. Диалог он понимал не как монологи двух и более собеседников о чём-либо, а как фундаментальную основу человеческого бытия, пронизывающую все отношения между людьми. Разве сегодня уже найдены ответы на все сложные вопросы и нет места новому вопрошанию, в том числе и в общем образовании? Считаю, что такое «вопросительное» отношение к жизни в процессе познания следует целенаправленно развивать в лицее.
Творческое преломление идей Бахтина можно обнаружить у разных авторов. Советский философ В. С. Библер, развивая идеи Бахтина, создал знаменитую Школу диалога культур. Кстати, одним из соавторов этой школы стала наша выпускница 1973 года Ирина Берлянд. Диалог собеседников в контексте культур – одна из важнейших основ обучения.
Другим примером актуализации идей Бахтина, их проекцией в современность, в образовательную среду являются работы В. И. Тюпы. В них дан глубокий анализ современного состояния наук о человеке, познании, коммуникативных явлениях. Детально автор анализирует сложившиеся за столетия модусы сознания (способы сознавания себя и мира): роевой, авторитарный, уединённый. Он констатирует кризис современного постмодернистского сознания и «дивергентной ментальности» (дивергенция от лат. divergo «отклоняюсь»). В качестве перспективного модуса Тюпа пишет о конвергентном сознании, ориентированном на схождение (но не слияние) с сознанием Другого.
Пушкин, Достоевский, Бахтин, Выготский, Библер, Тюпа и многие другие, в том числе и школьные учителя, создали (и сохраняют) отечественный «архив культуры», его сущностную составляющую, в которой представлен бесценный опыт вопрошания о человеке и смысле жизни, продолжение диалога в большом времени культуры. Идеи «всемирной отзывчивости» русского человека, полифонизма, конвергентного сознания проблематизируют нашу «Я-Концепцию» лицеиста и вызывают необходимость её корректировки.
Про самоопределение. Предстоящие нам 20-ые годы XXI века в стране и мире (не в первый раз) будут сложными и противоречивыми. Каждому из нас предстоит жить в это время, находить способы преодоления сложностей, взаимодействовать друг с другом, осознавая возможности и пределы своего мышления, желаний, действования. Мировая и отечественная культура, субкультура Академгородка и стотридцатки - вот тот разноплановый контекст, в котором возможно наше самоопределение. В Концепции развития лицея на ближайшие 5-7 лет мы старались компактно и системно представить эти контексты, цели, задачи и направления развития для всех участников образовательных отношений.
С. В. Сопочкин