Стратегия развития
Обращение директора
Уважаемые учителя, лицеисты, родители!

13 апреля 2022 года Управляющий совет утвердил новую Концепцию развития лицея. Очень надеюсь, что «система понимания» (так переводят слово conception с латинского языка на русский) поможет каждому из нас, участников образовательных отношений, лучше осознавать своё место в образовательном процессе лицея и совместно достигать лучших результатов.

На что хочу обратить ваше внимание?

Про идеологию. В статье 13 Конституции РФ (1993 год) читаем: «В Российской Федерации признаётся идеологическое многообразие». И далее: «Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной и обязательной». Что касается политической идеологии (либеральной, консервативной, коммунистической, националистической), всё понятно.

А если под идеологией понимать целостную систему идей и ценностей социума в тот или иной исторический период? Может ли такая система идей появиться в нашем обществе (или лицейском сообществе), работать на него, придавая смысловую целостность, способствуя развитию и процветанию? Наверное, да.

Для школьного дела тема «идеологии» (не политической или социальной, а педагогической) имеет принципиальное значение. Мы культивируем целостную систему идей и ценностей лицеистов или фрагментарную? Или вообще - атомарную (1 человек – 1 социальный «атом» со своей идеей), когда и учитель, и ученик «иди куда хошь»?

Наша Концепция актуализирует идею смысловой целостности лицейского сообщества и возможностей для развития и самореализации каждого.

Про русскую культуру. В отечественной культуре были и есть примеры людей, их идей и поступков, которые акцентировали не атомарность, уединённость и эгоцентризм, а стремление к целостности. Их идеи, на мой взгляд, не потеряли своей актуальности, в том числе и для работы с детьми.

Пушкин. О нём Достоевский говорил как о поэте, обладающем «всемирной отзывчивостью». Разве не актуальна эта способность сегодня? И не надо ли нам всем у Поэта такой отзывчивости учиться?

О романах Достоевского М. М. Бахтин писал, что это «новый романный жанр», что эти романы полифоничны, что им присуща «многоплановость и многоголосость», что в них представлено «взаимодействие нескольких неслиянных сознаний». Чем это не ориентир для построения современного урока, где актуализирован и слышен голос каждого?

Сам Бахтин известен как мыслитель, разработавший теорию диалогизма. Диалог он понимал не как монологи двух и более собеседников о чём-либо, а как фундаментальную основу человеческого бытия, пронизывающую все отношения между людьми. Разве сегодня уже найдены ответы на все сложные вопросы и нет места новому вопрошанию, в том числе и в общем образовании? Считаю, что такое «вопросительное» отношение к жизни в процессе познания следует целенаправленно развивать в лицее.

Творческое преломление идей Бахтина можно обнаружить у разных авторов. Советский философ В. С. Библер, развивая идеи Бахтина, создал знаменитую Школу диалога культур. Кстати, одним из соавторов этой школы стала наша выпускница 1973 года Ирина Берлянд. Диалог собеседников в контексте культур – одна из важнейших основ обучения.

Другим примером актуализации идей Бахтина, их проекцией в современность, в образовательную среду являются работы В. И. Тюпы. В них дан глубокий анализ современного состояния наук о человеке, познании, коммуникативных явлениях. Детально автор анализирует сложившиеся за столетия модусы сознания (способы сознавания себя и мира): роевой, авторитарный, уединённый. Он констатирует кризис современного постмодернистского сознания и «дивергентной ментальности» (дивергенция от лат. divergo «отклоняюсь»). В качестве перспективного модуса Тюпа пишет о конвергентном сознании, ориентированном на схождение (но не слияние) с сознанием Другого.

Пушкин, Достоевский, Бахтин, Выготский, Библер, Тюпа и многие другие, в том числе и школьные учителя, создали (и сохраняют) отечественный «архив культуры», его сущностную составляющую, в которой представлен бесценный опыт вопрошания о человеке и смысле жизни, продолжение диалога в большом времени культуры. Идеи «всемирной отзывчивости» русского человека, полифонизма, конвергентного сознания проблематизируют нашу «Я-Концепцию» лицеиста и вызывают необходимость её корректировки.

Про самоопределение. Предстоящие нам 20-ые годы XXI века в стране и мире (не в первый раз) будут сложными и противоречивыми. Каждому из нас предстоит жить в это время, находить способы преодоления сложностей, взаимодействовать друг с другом, осознавая возможности и пределы своего мышления, желаний, действования. Мировая и отечественная культура, субкультура Академгородка и стотридцатки - вот тот разноплановый контекст, в котором возможно наше самоопределение. В Концепции развития лицея на ближайшие 5-7 лет мы старались компактно и системно представить эти контексты, цели, задачи и направления развития для всех участников образовательных отношений.

С. В. Сопочкин
Концепция
Под концепцией мы понимаем совокупность основных регулятивных идей, определяющих логику развития лицея. Настоящая Концепция является органичным продолжением предыдущей, учитывает сложившиеся традиции лицейского образования, накопленный за десятилетия и сегодняшний опыт. Она ориентирована на развитие лицейского сообщества в меняющейся социально-экономической, социокультурной и образовательной ситуации в стране на среднесрочную перспективу.


Концепция развития лицея (утверждена Управляющим Советом 13 апреля 2022 года)

Made on
Tilda