На конференции с докладами выступили директор лицея Сергей Владимирович Сопочкин, председатель Попечительского совета лицея к.п.н. Алексей Семёнович Долгов, по инициативе которого была созвана конференция, главный научный сотрудник Института философии и права СО РАН д.ф.н., профессор Сергей Алефтинович Смирнов.
В своем докладе Сергей Владимирович сообщил, что в лицее работают более 40 секций внеурочной деятельности: спортивные, культурные, научные кружки и лаборатории. В то же время указал на то, что смартфон является «реальностью сегодняшнего дня», лицеисты очень активно его используют на переменах, и очень важно каким-либо образом внедрить его в образовательный процесс.
Алексей Семёнович Долгов выразил обеспокоенность родительского сообщества лицея чрезмерным использованием лицеистами смартфонов на переменах. Выступающий отметил следующие негативные факторы влияния смартфона на здоровье и психику ребенка:
Все это в свою очередь приводит к агрессивности, рассеянности внимания, постоянной психологической усталости и нервозности, тревожности, понижению успеваемости,
А. С. Долгов сообщил, что в одном из классов лицея проходит педагогический эксперимент, смысл которого заключается в том, что у лицеистов, по решению родительского собрания, представители родителей в начале дня собирают у детей смартфоны, которые хранятся у классного руководителя до конца учебного дня.
Положительными результатами эксперимента явились:
В своем докладе Сергей Алефтинович Смирнов, рассматривая влияние смартфона на жизнь человека, сообщил, что смартфон по своей сути нарушил процесс воспитания «человека человеком», современные гаджеты настолько понятно устроены, что ребенок с легкостью осваивает управление ими. Бесконтрольное со стороны родителей использование смартфона приводит к ситуации, что не родитель воспитывает ребенка, а смартфон.
Смартфон подменяет собой различные деятельностные активности человека, например, можно заказать еду вместо того, чтобы готовить самому, и т.д.
Индустрия компьютерных развлечений побуждает производителей создавать «компьютерные игрушки», которые полностью захватывают сознание детей, ребенок просто «проваливается» в компьютерные игры, они подменяют реальность и успех в игре становятся для ребенка более значимым, чем успехи в реальности (хорошая успеваемость, спортивные и другие достижения). Это приводит в более зрелом возрасте к инфантилизации, неумении и нежелании создавать семью, воспитывать детей.
Указанные доклады получили широкое обсуждение как у педагогов лицея, так и руководителей компьютерных фирм, присутствовавших на конференции.
Рекомендации конференции родительскому сообществу:
В своем докладе Сергей Владимирович сообщил, что в лицее работают более 40 секций внеурочной деятельности: спортивные, культурные, научные кружки и лаборатории. В то же время указал на то, что смартфон является «реальностью сегодняшнего дня», лицеисты очень активно его используют на переменах, и очень важно каким-либо образом внедрить его в образовательный процесс.
Алексей Семёнович Долгов выразил обеспокоенность родительского сообщества лицея чрезмерным использованием лицеистами смартфонов на переменах. Выступающий отметил следующие негативные факторы влияния смартфона на здоровье и психику ребенка:
- Разгоняется психика: ребенок не может переключиться и настроиться на урок, происходит перегруз психики (переиграл);
- Портится зрение;
- Выявлены случаи, что лицеисты слушают музыку в наушниках через телефон на уроках;
- Учащиеся занимаются фотосъемкой и выкладыванием фото в соцсети;
- Учащиеся играют в компьютерные игры (различной направленности).
Все это в свою очередь приводит к агрессивности, рассеянности внимания, постоянной психологической усталости и нервозности, тревожности, понижению успеваемости,
А. С. Долгов сообщил, что в одном из классов лицея проходит педагогический эксперимент, смысл которого заключается в том, что у лицеистов, по решению родительского собрания, представители родителей в начале дня собирают у детей смартфоны, которые хранятся у классного руководителя до конца учебного дня.
Положительными результатами эксперимента явились:
- Лицеисты стали приносить настольные игры и объединяться в группы;
- Дети стали более спокойными и проще переключаются, включаются в урок;
- Ученики разговаривают друг с другом на переменах;
- Больше стали общаться друг с другом.
В своем докладе Сергей Алефтинович Смирнов, рассматривая влияние смартфона на жизнь человека, сообщил, что смартфон по своей сути нарушил процесс воспитания «человека человеком», современные гаджеты настолько понятно устроены, что ребенок с легкостью осваивает управление ими. Бесконтрольное со стороны родителей использование смартфона приводит к ситуации, что не родитель воспитывает ребенка, а смартфон.
Смартфон подменяет собой различные деятельностные активности человека, например, можно заказать еду вместо того, чтобы готовить самому, и т.д.
Индустрия компьютерных развлечений побуждает производителей создавать «компьютерные игрушки», которые полностью захватывают сознание детей, ребенок просто «проваливается» в компьютерные игры, они подменяют реальность и успех в игре становятся для ребенка более значимым, чем успехи в реальности (хорошая успеваемость, спортивные и другие достижения). Это приводит в более зрелом возрасте к инфантилизации, неумении и нежелании создавать семью, воспитывать детей.
Указанные доклады получили широкое обсуждение как у педагогов лицея, так и руководителей компьютерных фирм, присутствовавших на конференции.
Рекомендации конференции родительскому сообществу:
- Провести анкетирование родителей и учащихся о использовании смартфонов в лицее;
- Создать в лицее дополнительные зоны активности для проведения лицеистами досуга на переменах;
- Рекомендовать перейти на кнопочные телефоны в лицее в начальной школе и среднем звене (5-9) класс;
- Рассмотреть вопрос о внедрении смартфонов в учебный процесс на примере факультативов для старшеклассников (10-11 класс).