В мае учеников седьмых классов ждет промежуточная аттестация по русскому языку в новом для них формате: они сдают экзамен по морфологии, который включает прочтение текста, теоретическую и практическую части.
Учителя русского языка считают, что такой экзамен позволяет учащимся глубже осмыслить изученные языковые закономерности и является более эффективной формой промежуточной аттестации по сравнению с традиционной контрольной работой: диктантом с грамматическим заданием или тестированием.
Для успешной сдачи экзамена нужна и соответствующая подготовка — как вместе с классом на уроках русского языка, так и самостоятельно. Так, теоретическая часть аттестации включает 34 билета, которые охватывают несколько тематических блоков: «Глагол», «Причастие», «Деепричастие», «Наречие», «Союз», «Частица», «Предлог», «Междометие». Вопросы билетов ребята получили еще в сентябре.
Как рекомендуют готовиться к теоретической части аттестации учителя русского языка?
Если не готовиться к экзамену по русскому языку целенаправленно, сдать его возможно, так как аттестация включает те темы и задания, которые ученики выполняли на уроках, ничего нового. Вопрос в том, на что ты рассчитываешь? Чтобы получить хорошую или отличную отметку, все-таки нужно готовиться дополнительно: вспоминать, повторять изученное в течение нескольких лет и особенно последнего учебного года.
На мой взгляд, главное при подготовке к аттестации — научиться структурировать материал. То, что ты уже знаешь, желательно записать по-другому. Допустим, не в виде текста на страничку, а перевести этот материал в таблицу или схему, алгоритм, план, объединить несколько тем в кластер, то есть сделать так, чтобы материал был переработан, преобразован. Это поможет лучше запомнить то, что нужно выучить.
Эффективный способ подготовки к аттестации — подключить несколько типов восприятия, разные типы мышления. Например, писать ответ к билету и проговаривать. Получается, в этот момент ты используешь и слуховое восприятие, и мышечное и в то же время видишь, что пишешь, — задействованы сразу три типа восприятия.
Лично у меня хорошо развито визуальное восприятие. Что я записала и увидела, то и запомню лучше всего. Если при этом сделала какое-то преобразование, то запомню точно. Еще один способ, которым я пользовалась в школе и в институте, — я всегда писала шпаргалки (когда нужно на маленьком листочке уместить максимум). Структурировала информацию, по шпаргалкам и учила, но никогда не пользовалась ими на экзамене. Мне это было не нужно, я уже всё запомнила, пока готовилась.
Морфология — очень сложная часть русского языка, поэтому семиклассникам на аттестации важно быть спокойными, уверенными в ответе. А чтобы быть уверенными, для этого, на мой взгляд, самое главное — знать порядок морфологического анализа всех частей речи. До экзамена поставить себе такую задачу: каждый день вспоминать разбор какой-нибудь части речи. Распечатать порядок разбора самых трудных для себя частей речи, например, глагола, причастия, прикрепить листочек где-нибудь рядом с письменным столом, держать перед глазами, использовать как визуальное подкрепление. И еще на отдельный лист выписать примеры разных частей речи: причастий, деепричастий, частиц, союзов, предлогов и других, чтобы увереннее их различать.
Обязательно нужно иметь список вопросов к аттестации. Завести тетрадку, куда записывать ответы на эти вопросы, причем материала учебника вполне достаточно, чтобы составить хорошие ответы. Делать это самостоятельно, так как, когда человек что-то записывает, он уже это запоминает. Дополнять записи по мере того, как вы изучаете темы по программе.
Абсолютно необходимо, чтобы на каждое теоретическое утверждение был пример. Наличие примеров показывает, что ученик понимает материал, хорошо в нем ориентируется. На экзамене преподаватели, если не слышат в ответе примеров, обязательно попросят их привести, поэтому стоит подумать об этом заранее.
Начинать подготовку к экзамену нужно еще во второй четверти. За один месяц освоить весь материал к аттестации крайне сложно.
Материал подготовлен в рамках исследовательского проекта, который будет представлен на научно-практической конференции — 2025 в секции «Русский язык»
Учителя русского языка считают, что такой экзамен позволяет учащимся глубже осмыслить изученные языковые закономерности и является более эффективной формой промежуточной аттестации по сравнению с традиционной контрольной работой: диктантом с грамматическим заданием или тестированием.
Для успешной сдачи экзамена нужна и соответствующая подготовка — как вместе с классом на уроках русского языка, так и самостоятельно. Так, теоретическая часть аттестации включает 34 билета, которые охватывают несколько тематических блоков: «Глагол», «Причастие», «Деепричастие», «Наречие», «Союз», «Частица», «Предлог», «Междометие». Вопросы билетов ребята получили еще в сентябре.
Как рекомендуют готовиться к теоретической части аттестации учителя русского языка?
Если не готовиться к экзамену по русскому языку целенаправленно, сдать его возможно, так как аттестация включает те темы и задания, которые ученики выполняли на уроках, ничего нового. Вопрос в том, на что ты рассчитываешь? Чтобы получить хорошую или отличную отметку, все-таки нужно готовиться дополнительно: вспоминать, повторять изученное в течение нескольких лет и особенно последнего учебного года.
На мой взгляд, главное при подготовке к аттестации — научиться структурировать материал. То, что ты уже знаешь, желательно записать по-другому. Допустим, не в виде текста на страничку, а перевести этот материал в таблицу или схему, алгоритм, план, объединить несколько тем в кластер, то есть сделать так, чтобы материал был переработан, преобразован. Это поможет лучше запомнить то, что нужно выучить.
Эффективный способ подготовки к аттестации — подключить несколько типов восприятия, разные типы мышления. Например, писать ответ к билету и проговаривать. Получается, в этот момент ты используешь и слуховое восприятие, и мышечное и в то же время видишь, что пишешь, — задействованы сразу три типа восприятия.
Лично у меня хорошо развито визуальное восприятие. Что я записала и увидела, то и запомню лучше всего. Если при этом сделала какое-то преобразование, то запомню точно. Еще один способ, которым я пользовалась в школе и в институте, — я всегда писала шпаргалки (когда нужно на маленьком листочке уместить максимум). Структурировала информацию, по шпаргалкам и учила, но никогда не пользовалась ими на экзамене. Мне это было не нужно, я уже всё запомнила, пока готовилась.
Виктория Владимировна Узлова,
заведующая гуманитарной кафедрой,
учитель русского языка и литературы
Морфология — очень сложная часть русского языка, поэтому семиклассникам на аттестации важно быть спокойными, уверенными в ответе. А чтобы быть уверенными, для этого, на мой взгляд, самое главное — знать порядок морфологического анализа всех частей речи. До экзамена поставить себе такую задачу: каждый день вспоминать разбор какой-нибудь части речи. Распечатать порядок разбора самых трудных для себя частей речи, например, глагола, причастия, прикрепить листочек где-нибудь рядом с письменным столом, держать перед глазами, использовать как визуальное подкрепление. И еще на отдельный лист выписать примеры разных частей речи: причастий, деепричастий, частиц, союзов, предлогов и других, чтобы увереннее их различать.
Валентина Васильевна Олькова,
учитель русского языка и литературы
Обязательно нужно иметь список вопросов к аттестации. Завести тетрадку, куда записывать ответы на эти вопросы, причем материала учебника вполне достаточно, чтобы составить хорошие ответы. Делать это самостоятельно, так как, когда человек что-то записывает, он уже это запоминает. Дополнять записи по мере того, как вы изучаете темы по программе.
Абсолютно необходимо, чтобы на каждое теоретическое утверждение был пример. Наличие примеров показывает, что ученик понимает материал, хорошо в нем ориентируется. На экзамене преподаватели, если не слышат в ответе примеров, обязательно попросят их привести, поэтому стоит подумать об этом заранее.
Начинать подготовку к экзамену нужно еще во второй четверти. За один месяц освоить весь материал к аттестации крайне сложно.
Наталья Владимировна Горнакова,
учитель русского языка и литературы
Материал подготовлен в рамках исследовательского проекта, который будет представлен на научно-практической конференции — 2025 в секции «Русский язык»
Илья Попов, 7Г класс
Елена Николаевна Татаринцева,
учитель русского языка и литературы