В рамках реализации Лицеем № 130 регионального проекта «Региональные инновационные площадки» 5 мая 2025 года состоялся круглый стол по теме «Точки роста наставнических практик в развитии исследовательских компетенций школьников». На мероприятие были приглашены учителя Лицея, ученые и студенты, являющиеся наставниками исследовательской деятельности лицеистов, а также гости: педагоги школ г. Новосибирска, Усть-Каменогорска и представители НИМРО, кураторы регионального проекта НИМРО - Андреева Светлана Владимировна и Левчик Татьяна Анатольевна. Модератором круглого стола выступила Наталья Валентиновна Смирнова, к.б.н., с.н.с. Института почвоведения и агрохимии СО РАН.
Заместитель директора Лицея № 130 по УВР Наталья Юрьевна Капустина представила опыт наставнической деятельности на примере кафедры естественных наук. Она отметила, что в лицее успешно реализуются три формы наставничества: «ученый-студент-ученик», «учитель-ученик», «ученый-ученик». Далее состоялась живая дискуссия по актуальным вопросам современного наставничества.
В дискуссии приняли участие:
В ходе обсуждения были озвучены особенности взаимодействия наставника с обучающимися, перспективы наставничества и факторы, препятствующие развитию этого явления. Так, все: и студенты, и ученые, и учителя – сошлись во мнении, что организация исследовательской деятельности в школе является не только важным условием достижения современных метапредметных знаний, но и обладает большим воспитательным потенциалом: ученик, пройдя путь от формулирования темы исследования до его реализации и представления, становится более уверенным и приобретает важнейшие жизненные компетенции - умение работать с информацией, ставить цели и задачи, описывать и презентовать результаты своей работы, а также конструктивно дискутировать по теме исследования.
В ходе дискуссии было отмечено, что развитию наставничества в Лицее способствует тесная связь образовательного учреждения с НИИ СО РАН, а также с Новосибирским национальным исследовательским государственным университетом, привлечение выпускников Лицея как наставников в исследовательскую деятельность обучающихся, выстраивание гибкого расписания занятий учеников с наставниками, неформальность и непринужденность общения ученика со студентом-наставником, постепенная вовлеченность педагогов лицея в наставническую деятельность.
Основными препятствиями к развитию наставничества, многие участники круглого стола назвали дефицит времени, потому что наставничество в исследовательской деятельности – это энергозатратный процесс, растянутый во времени. Этот процесс не может быть массовым, а результат не может быть сиюминутным. Также фактором, тормозящим наставническую деятельность, была названа и слабая мотивация школьников к исследованию как монотонному, напряженному труду, имеющему отложенный, а не быстрый результат. Кроме того, отмечены частые случаи непонимания родителями ученика значимости приобретенных проектно-исследовательских компетенций в дальнейшей жизни выпускника Лицея.
В финальной части круглого стола Андреева С. В. дала положительную оценку выполнения Лицеем регионального проекта и пожелала творческих успехов в дальнейшей работе.
По результатам работы круглого стола единогласно было принято следующее решение:
Заместитель директора Лицея № 130 по УВР Наталья Юрьевна Капустина представила опыт наставнической деятельности на примере кафедры естественных наук. Она отметила, что в лицее успешно реализуются три формы наставничества: «ученый-студент-ученик», «учитель-ученик», «ученый-ученик». Далее состоялась живая дискуссия по актуальным вопросам современного наставничества.
В дискуссии приняли участие:
- Голомолзин Артем Владимирович, студент 4 курса ФЕН НГУ,
- Бородаевский Максим Марчеллович, студент-магистрант ФЕН НГУ,
- Данилова Наталья Андреевна, студентка 4 курса ФЕН НГУ,
- Дорохова Ольга Михайловна, заместитель директора по УВР МБОУ Лицей № 130,
- Маркова Василина Анатольевна, учитель английского языка МБОУ Лицей № 130,
- Татаринцева Елена Николаевна, к.ф.н., учитель русского языка и литературы МБОУ Лицей № 130,
- Павлова Марина Анатольевна, учитель биологии МБОУ Лицей № 130,
- Батурин Сергей Олегович, к.б.н., н.с. ИЦиГ СО РАН,
- Власенко Анастасия Владимировна, к.б.н., с.н.с. ЦСБС СО РАН,
- Каретников Дмитрий Игоревич, м.н.с. ИЦиГ СО РАН.
В ходе обсуждения были озвучены особенности взаимодействия наставника с обучающимися, перспективы наставничества и факторы, препятствующие развитию этого явления. Так, все: и студенты, и ученые, и учителя – сошлись во мнении, что организация исследовательской деятельности в школе является не только важным условием достижения современных метапредметных знаний, но и обладает большим воспитательным потенциалом: ученик, пройдя путь от формулирования темы исследования до его реализации и представления, становится более уверенным и приобретает важнейшие жизненные компетенции - умение работать с информацией, ставить цели и задачи, описывать и презентовать результаты своей работы, а также конструктивно дискутировать по теме исследования.
В ходе дискуссии было отмечено, что развитию наставничества в Лицее способствует тесная связь образовательного учреждения с НИИ СО РАН, а также с Новосибирским национальным исследовательским государственным университетом, привлечение выпускников Лицея как наставников в исследовательскую деятельность обучающихся, выстраивание гибкого расписания занятий учеников с наставниками, неформальность и непринужденность общения ученика со студентом-наставником, постепенная вовлеченность педагогов лицея в наставническую деятельность.
Основными препятствиями к развитию наставничества, многие участники круглого стола назвали дефицит времени, потому что наставничество в исследовательской деятельности – это энергозатратный процесс, растянутый во времени. Этот процесс не может быть массовым, а результат не может быть сиюминутным. Также фактором, тормозящим наставническую деятельность, была названа и слабая мотивация школьников к исследованию как монотонному, напряженному труду, имеющему отложенный, а не быстрый результат. Кроме того, отмечены частые случаи непонимания родителями ученика значимости приобретенных проектно-исследовательских компетенций в дальнейшей жизни выпускника Лицея.
В финальной части круглого стола Андреева С. В. дала положительную оценку выполнения Лицеем регионального проекта и пожелала творческих успехов в дальнейшей работе.
По результатам работы круглого стола единогласно было принято следующее решение:
- Отметить высокий уровень эффективности Лицейской НПК для реализации наставнических практик в лицее.
- Усилить взаимодействие администрации Лицея с руководством научно-исследовательских институтов и других организаций для формирования престижа наставнической деятельности в области развития исследовательской деятельности школьников.
- Для популяризации наставнической деятельности продумать формы морального поощрения наставников: благодарственные письма в организации, где работают наставники, ведение раздела сайта лицея «Наставники», оформление соответствующего стенда и т.д.
- Усилить взаимодействие с родительским сообществом 5-8 классов для формирования положительного имиджа юного исследователя и его компетенций. Для этого привлечь ресурс классного руководителя для связи с родителями.
- Продолжить работу по привлечению в наставническую деятельность студентов НГУ и других высших учебных заведений.
Дорохова О.М., заместитель директора по УВР