Библиотека лицея создана в 1959 году, в помещении на 1 этаже площадью 109,3 м² находится с 1996 года. На 2016-17 учебный год библиотека не соответствует высокому званию лицея. В помещении необходим капитальный ремонт, назрела необходимость в удаленном доступе к электронному каталогу, создании электронных читальных залов крупных библиотек страны, обновлении локальных документов по библиотеке в соответствии с нормативными документами.
В контексте реализации ФГОС роль школьной библиотеки существенно расширяется. Школьная библиотека будущего должна стать информационным центром, обеспечивающим развитие информационных и коммуникативных компетентностей школьников, ресурсом для организации внеурочной занятости детей, носителем образцов духовно-нравственной культуры. Преобразование библиотеки в информационный центр не отменяет традиционной роли школьной библиотеки как центра обеспечения школьников учебниками, учебными пособиями, художественной литературой и периодическими изданиями. Такой переход является этапом развития, позволяющим интегрировать библиотеку в единое информационное пространство образовательной организации, обеспечить достижение образовательных результатов, запланированных в образовательной программе школы.
Проект развития библиотеки МБОУ Лицей № 130 соответствует нормативным документам, регламентирующим образовательную деятельность в лицее:
- Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации",
- ФГОС,
- СанПиН,
- Устав Лицея,
- Концепция развития лицея на 2016 - 2020 годы.
Цель проекта
Преобразование школьной библиотеки в доступный, комфортный информационный центр, способствующий формированию информационной, духовно-нравственной, коммуникативной культуры участников образовательного процесса.Задачи
- Введение в действие современной информационной системы ИАС «Аверс: Библиотека», обеспечивающей он-лайн режим работы библиотеки.
- Оптимизация механизмов работы с библиотечным фондом, в том числе с электронными учебниками.
- Систематическое пополнение и обновление книжного фонда и фонда периодических изданий.
- Разработка проекта и организация ремонтных работ в библиотеке с привлечением всех участников образовательных отношений.
- Обновление и расширение материально-технической базы библиотеки, необходимой для использования современных информационных и традиционных технологий.
- Создание открытой, комфортной, развивающей среды для всех участников образовательного процесса с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.
- Сохранение и преумножение традиций лицея.
- Обобщение и распространение опыта развития школьной библиотеки.
В рамках проекта развития библиотеки поставленные задачи соответствуют этапам реализации проекта, т.е. каждая следующая задача проекта решается по мере того, как решение предыдущей задачи достигает основного или завершающего этапа.
Реализация проекта на каждом этапе осуществляется согласно единым принципам и подходам:
- лидерство сотрудников библиотеки;
- вовлечение всех участников образовательных отношений;
- системный подход;
- соответствие требованиям нормативных документов в сфере образования, библиотечного дела;
- соответствие стратегическим целям и задачам развития лицея.
Ожидаемые результаты
При успешном выполнении всех вышеперечисленных задач к концу 2020 года в лицее будет организована работа современной доступной комфортной библиотеки, где актуализирована нормативно-правовая база, учтены СанПиНы, возрастные и индивидуальные особенности участников образовательных отношений, психология детского чтения при организации библиотечного пространства.Преобразование библиотеки обеспечит:
- положительную динамику удовлетворенности посетителей библиотеки
- автоматизацию механизмов работы с библиотечным, учебным фондами
- повышение квалификации педагогов-библиотекарей
- обновление материально-технической базы библиотеки
- создание условий для развития информационной и коммуникативной культуры обучающихся, педагогов и родителей
- реализацию ФГОС в части соблюдения требований к условиям образовательной деятельности и организации внеурочной деятельности обучающихся
- повышение статуса библиотеки.
В период реализации проекта должно измениться отношение участников образовательного процесса к библиотеке как к современной, технически оснащённой, открытой площадке, обеспеченной всем необходимым для успешной образовательной деятельности.
Важно не только комфортное помещение, но и психологический климат библиотеки, который создается ежедневным трудом грамотных профессионально компетентных педагогов - библиотекарей лицея, готовых к профессиональному развитию.
Данилова Екатерина Анатольевна — педагог-библиотекарь.