6 декабря 2023 года все выпускники России писали итоговое сочинение, результатом которого является допуск к государственной итоговой аттестации (ГИА).
Оценивание работы происходит по системе «зачет/незачет» в соответствии с критериями, разработанными Федеральным институтом педагогических измерений.
Итоговое сочинение, с одной стороны, «нацелено на проверку общих речевых компетенций обучающегося, выявление уровня его речевой культуры, оценку умения выпускника рассуждать по избранной теме, аргументировать свою позицию. С другой стороны, оно является литературоцентричным, так как содержит требование построения аргументации с обязательным привлечением примера (-ов) из литературного материала» (из Методических рекомендаций по организации и проведению итогового сочинения в 2023/2024 уч.г.).
Учащимся предоставляется возможность выбора из 6 тем, формулировки которых в разных регионах страны отличаются, но соответствуют определенным направлениям.
В Новосибирске школьникам были представлены следующий комплект:
Все работы выпускников нашего Лицея были проверены комиссией, состоящей из учителей русского языка и литературы, в течение дня.
Самой популярной на параллели 11-х классов оказалась тема, позволяющая поразмышлять о возможности человека влиять на будущее: «Как вы понимаете утверждение: “Каждый сам делает свою судьбу”?». Ее выбрали более половины тех, кто писал, – 54%.
Лицеистам интересно было порассуждать и о выборе между сердцем и рассудком: «Когда стоит прислушиваться к разуму, а когда – к чувствам?» – 18%).
Остальные темы выбирали гораздо реже: о том, «Какие качества делают человека лидером?», раздумывали 10% выпускников, «Каким событиям вы бы присвоили статус «забвению не подлежит» и почему?» – 9%, «Почему важно мудро распоряжаться своим временем?» – 6%.
Наименее частотной оказалась последняя тема: «Согласны ли Вы с утверждением героя трагедии А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери»: “Гений и злодейство – две вещи несовместные”?» – 3%.
Для аргументации выпускники выбирали произведения из школьной программы, обращаясь к классикам русской литературы: Н.М. Карамзину (повесть «Бедная Лиза»), А.С. Пушкину (повесть «Капитанская дочка», роман «Евгений Онегин»), И.А. Гончарову (роман «Обломов»), Ф.М. Достоевскому (роман «Преступление и наказание»), Л.Н. Толстому (роман «Война и мир»), М. Горькому (легенда о Данко из рассказа «Старуха Изергиль», пьеса «На дне»), М.А. Шолохову (рассказ «Судьба человека»).
В некоторых работах встречались рассуждения, связанные с анализом самостоятельно прочитанных произведений, в основном, зарубежных авторов: А. Дюма, Р. Брэдбери, Ч. Паланик и др.
Следующее сочинение выпускники будут писать на ЕГЭ по русскому языку – 28 мая 2024 года.
Желаем ребятам успехов!
Оценивание работы происходит по системе «зачет/незачет» в соответствии с критериями, разработанными Федеральным институтом педагогических измерений.
Итоговое сочинение, с одной стороны, «нацелено на проверку общих речевых компетенций обучающегося, выявление уровня его речевой культуры, оценку умения выпускника рассуждать по избранной теме, аргументировать свою позицию. С другой стороны, оно является литературоцентричным, так как содержит требование построения аргументации с обязательным привлечением примера (-ов) из литературного материала» (из Методических рекомендаций по организации и проведению итогового сочинения в 2023/2024 уч.г.).
Учащимся предоставляется возможность выбора из 6 тем, формулировки которых в разных регионах страны отличаются, но соответствуют определенным направлениям.
В Новосибирске школьникам были представлены следующий комплект:
- Когда стоит прислушиваться к разуму, а когда – к чувствам?
- Как вы понимаете утверждение: «Каждый сам делает свою судьбу»?
- Какие качества делают человека лидером?
- Каким событиям вы бы присвоили статус «забвению не подлежит» и почему?
- Согласны ли Вы с утверждением героя трагедии А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери»: «Гений и злодейство – две вещи несовместные»?
Все работы выпускников нашего Лицея были проверены комиссией, состоящей из учителей русского языка и литературы, в течение дня.
Самой популярной на параллели 11-х классов оказалась тема, позволяющая поразмышлять о возможности человека влиять на будущее: «Как вы понимаете утверждение: “Каждый сам делает свою судьбу”?». Ее выбрали более половины тех, кто писал, – 54%.
Лицеистам интересно было порассуждать и о выборе между сердцем и рассудком: «Когда стоит прислушиваться к разуму, а когда – к чувствам?» – 18%).
Остальные темы выбирали гораздо реже: о том, «Какие качества делают человека лидером?», раздумывали 10% выпускников, «Каким событиям вы бы присвоили статус «забвению не подлежит» и почему?» – 9%, «Почему важно мудро распоряжаться своим временем?» – 6%.
Наименее частотной оказалась последняя тема: «Согласны ли Вы с утверждением героя трагедии А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери»: “Гений и злодейство – две вещи несовместные”?» – 3%.
Для аргументации выпускники выбирали произведения из школьной программы, обращаясь к классикам русской литературы: Н.М. Карамзину (повесть «Бедная Лиза»), А.С. Пушкину (повесть «Капитанская дочка», роман «Евгений Онегин»), И.А. Гончарову (роман «Обломов»), Ф.М. Достоевскому (роман «Преступление и наказание»), Л.Н. Толстому (роман «Война и мир»), М. Горькому (легенда о Данко из рассказа «Старуха Изергиль», пьеса «На дне»), М.А. Шолохову (рассказ «Судьба человека»).
В некоторых работах встречались рассуждения, связанные с анализом самостоятельно прочитанных произведений, в основном, зарубежных авторов: А. Дюма, Р. Брэдбери, Ч. Паланик и др.
Следующее сочинение выпускники будут писать на ЕГЭ по русскому языку – 28 мая 2024 года.
Желаем ребятам успехов!
Заведующая кафедрой гуманитарных наук,
В.В. Узлова