В период с 26 января по 2 февраля 2023 г. доктор филологических наук, главный научный сотрудник сектора литературоведения Института филологии СО РАН Юрий Васильевич Шатин прочитал на площадке лицея № 130 имени академика М.А. Лаврентьева цикл лекций, посвященных неориторике. На это мероприятие были приглашены учителя истории, обществознания, русского языка и литературы из школ г. Новосибирска.
Профессор рассказал о том, как возникла и развивалась риторика со времен античности, объяснил, чем отличается неориторика, появившаяся в середине ХХ века, от классической, а также определил ее место в современном научном знании.
Традиционно риторика понимается как ораторское искусство, или красноречие. Одна из задач хорошего ритора – воздействие на слушателей – в прошлом столетии стала более значимой, чем раньше. Ю. В. Шатин, обозначая связь риторики с психологией, логикой и другими науками, подчеркнул ее значимость в системе коммуникации.
Риторический тезаурус универсален, то есть проявляет себя в разных сферах нашей жизни: политике, средствах массовой информации (журналистике, соцсетях, блогах, чатах), рекламе, художественных текстах и, конечно, образовании. Дидактический дискурс – один из ключевых элементов как школьного, так и вузовского преподавания.
Сочетание теоретического материала с примерами из фильмов, художественных и публицистических произведений, преподавательской практики и обычной жизни разных людей делают лекции доступными и интересными не только для педагогов, но и для всех, кто хочет понять, какие речевые приемы используют риторы XXI века, в чем особенности современного диалогического дискурса, как организовать коммуникативное событие.
Видеозапись цикла лекций, прочитанных Ю. В. Шатиным, – это уникальная возможность узнать о неориторике, понять, что можно использовать в собственной речевой практике (и это касается не только преподавателей гуманитарных предметов), что необходимо учитывать при обучении современных школьников. Рекомендуем послушать лекции Юрия Васильевича.
Программа курса:
Профессор рассказал о том, как возникла и развивалась риторика со времен античности, объяснил, чем отличается неориторика, появившаяся в середине ХХ века, от классической, а также определил ее место в современном научном знании.
Традиционно риторика понимается как ораторское искусство, или красноречие. Одна из задач хорошего ритора – воздействие на слушателей – в прошлом столетии стала более значимой, чем раньше. Ю. В. Шатин, обозначая связь риторики с психологией, логикой и другими науками, подчеркнул ее значимость в системе коммуникации.
Риторический тезаурус универсален, то есть проявляет себя в разных сферах нашей жизни: политике, средствах массовой информации (журналистике, соцсетях, блогах, чатах), рекламе, художественных текстах и, конечно, образовании. Дидактический дискурс – один из ключевых элементов как школьного, так и вузовского преподавания.
Сочетание теоретического материала с примерами из фильмов, художественных и публицистических произведений, преподавательской практики и обычной жизни разных людей делают лекции доступными и интересными не только для педагогов, но и для всех, кто хочет понять, какие речевые приемы используют риторы XXI века, в чем особенности современного диалогического дискурса, как организовать коммуникативное событие.
Видеозапись цикла лекций, прочитанных Ю. В. Шатиным, – это уникальная возможность узнать о неориторике, понять, что можно использовать в собственной речевой практике (и это касается не только преподавателей гуманитарных предметов), что необходимо учитывать при обучении современных школьников. Рекомендуем послушать лекции Юрия Васильевича.
Заведующая кафедрой гуманитарных предметов
В. В. Узлова
Программа курса:
- Риторика и её место в современном научном знании.
- Возникновение риторики. Античная риторика и её наследие. Неориторика 20-21 веков.
- Связь риторики с психологией и логикой.
- Риторика в системе коммуникаций.
- Проблема аудитории. Риторический тезаурус.
- Типология риторических дискурсов.