В Дни российской науки лицеисты традиционно участвуют в выставках, лекциях и встречах с учёными. Они знакомятся с научными исследованиями и историей Академгородка, а потом сами делают первые шаги в науке, выступая на лицейской НПК. Удивительные лекции о жизни муравьев нашего городка и тайнах летучих мышей послушали юные экологи лицея в Выставочном центре СО РАН. Они узнали, что учёными описаны более 14000 видов муравьев в мире и 35 из них живут в Академгородке. Прогуливаясь по улице Ильича, можно увидеть множество муравейников, которые располагаются вблизи тротуаров. Маленькие труженики удобряют почву и защищают лес от вредителей-насекомых, таких как шелкопряд.
На встрече с ребятами научный сотрудник Института цитологии и генетики СО РАН кандидат биологических наук Артём Рябинин рассказал о разных видах муравьёв и их образе жизни, сотрудничестве и рабовладении, профессиях охотников, сторожей, разведчиков и других. Он привёл примеры социального паразитизма в гнёздах муравьев, когда один вид жизненно необходим для другого. А также рассказал о синантропных видах муравьёв, живущих рядом с человеком. После лекции ученик 4 А класса Тимур Габелков всерьёз задумался о разведении муравьёв у себя дома для наблюдений. Он задавал практические вопросы о том, где можно приобрести муравьёв и сколько они могут стоить. Особенно ему понравился муравей, похожий на инопланетянина, который живёт действительно очень далеко от России – в Южной Америке.
- Лекция о муравьях была интересна. Есть гигантские муравьи, длина которых достигает 4,5 см. Есть ядовитые, укус их смертелен, например, муравей пуля. Летом мы ходили на экскурсию в Муравьиный лес Академгородка и наблюдали за муравьями. Тогда я и узнала, что вблизи моего дома находится федерация муравьев, образуемая колониями насекомых. Крайне редкое явление. Это сотни муравейников на относительно небольшой площади, в которых живут миллионы особей, - поделилась Ольга Вронская, ученица 5 А класса.
Вторую лекцию – о летучих мышах Сибири прочитал выпускник нашего лицея Алексей Маслов. Сейчас он успешный учёный, младший научный сотрудник Института систематики и экологии животных СО РАН, кандидат биологических наук. Алексей заинтересовал ребят таинственной жизнью рукокрылых. В мире насчитывается около 1500 видов летучих мышей из 20 семейств.
Алексей рассказал о трудностях, связанных с изучением мест их обитания. Сегодня учёные используют кольца, чтобы следить за миграцией мышей. Однако метод кольцевания не всегда успешен. И многие местообитания мышей до сих пор не известны. Если изучить этот вопрос глубже, то будут открыты и новые пещеры, - утверждает Алексей. Ученица 4 Г класса Ника Максимова предложила идею установить цифровые базовые станции для отслеживания процессов миграции мышей в районах Алтая. Это действительно могло бы помочь в сборе данных, однако такое оборудование требует немалых затрат и соответствующей охраны. Алексей рассказал о своих экспедициях на Алтай и показал свой любимый вид летучих мышей – прудовую ночницу. Он также предупредил ребят, что укус мышей может быть опасен, поэтому не стоит брать их в руки. Ученики задавали много вопросов, и конечно же, интересовались, кусали ли мыши Алексея. Он признался, что кусали, но обошлось без последствий. Учёные обычно ставят прививки.
- Меня удивило, что до сих пор не изучены места обитания летучих мышей. Значит, это поле для будущих исследований, - заметил ученик 4 А класса Иван Чепелев.
- Мне понравилась лекция про мышей, я узнала много интересного о их жизни, - поделилась ученица 3 В класса Ира Гацкая.
После встреч с учёными ребята изучали интерактивную карту Академгородка, расположенную в холле Выставочного центра СО РАН. «Как замечательно, что у нас есть лучший в мире преподаватель Татьяна Витальевна Хабарова, с которой мы узнаём так много нового и интересного», - отметил Тимур Габелков. Впереди у юных экологов ещё большой цикл лекций про муравьёв и летучих мышей, который пройдёт в нашем лицее.
На встрече с ребятами научный сотрудник Института цитологии и генетики СО РАН кандидат биологических наук Артём Рябинин рассказал о разных видах муравьёв и их образе жизни, сотрудничестве и рабовладении, профессиях охотников, сторожей, разведчиков и других. Он привёл примеры социального паразитизма в гнёздах муравьев, когда один вид жизненно необходим для другого. А также рассказал о синантропных видах муравьёв, живущих рядом с человеком. После лекции ученик 4 А класса Тимур Габелков всерьёз задумался о разведении муравьёв у себя дома для наблюдений. Он задавал практические вопросы о том, где можно приобрести муравьёв и сколько они могут стоить. Особенно ему понравился муравей, похожий на инопланетянина, который живёт действительно очень далеко от России – в Южной Америке.
- Лекция о муравьях была интересна. Есть гигантские муравьи, длина которых достигает 4,5 см. Есть ядовитые, укус их смертелен, например, муравей пуля. Летом мы ходили на экскурсию в Муравьиный лес Академгородка и наблюдали за муравьями. Тогда я и узнала, что вблизи моего дома находится федерация муравьев, образуемая колониями насекомых. Крайне редкое явление. Это сотни муравейников на относительно небольшой площади, в которых живут миллионы особей, - поделилась Ольга Вронская, ученица 5 А класса.
Вторую лекцию – о летучих мышах Сибири прочитал выпускник нашего лицея Алексей Маслов. Сейчас он успешный учёный, младший научный сотрудник Института систематики и экологии животных СО РАН, кандидат биологических наук. Алексей заинтересовал ребят таинственной жизнью рукокрылых. В мире насчитывается около 1500 видов летучих мышей из 20 семейств.
Алексей рассказал о трудностях, связанных с изучением мест их обитания. Сегодня учёные используют кольца, чтобы следить за миграцией мышей. Однако метод кольцевания не всегда успешен. И многие местообитания мышей до сих пор не известны. Если изучить этот вопрос глубже, то будут открыты и новые пещеры, - утверждает Алексей. Ученица 4 Г класса Ника Максимова предложила идею установить цифровые базовые станции для отслеживания процессов миграции мышей в районах Алтая. Это действительно могло бы помочь в сборе данных, однако такое оборудование требует немалых затрат и соответствующей охраны. Алексей рассказал о своих экспедициях на Алтай и показал свой любимый вид летучих мышей – прудовую ночницу. Он также предупредил ребят, что укус мышей может быть опасен, поэтому не стоит брать их в руки. Ученики задавали много вопросов, и конечно же, интересовались, кусали ли мыши Алексея. Он признался, что кусали, но обошлось без последствий. Учёные обычно ставят прививки.
- Меня удивило, что до сих пор не изучены места обитания летучих мышей. Значит, это поле для будущих исследований, - заметил ученик 4 А класса Иван Чепелев.
- Мне понравилась лекция про мышей, я узнала много интересного о их жизни, - поделилась ученица 3 В класса Ира Гацкая.
После встреч с учёными ребята изучали интерактивную карту Академгородка, расположенную в холле Выставочного центра СО РАН. «Как замечательно, что у нас есть лучший в мире преподаватель Татьяна Витальевна Хабарова, с которой мы узнаём так много нового и интересного», - отметил Тимур Габелков. Впереди у юных экологов ещё большой цикл лекций про муравьёв и летучих мышей, который пройдёт в нашем лицее.
Экологический клуб лицея